- О простуде и ее причинах
- Аллергия или иммунодефицит?
- Детская психосоматика
- Ребенок, не болей!
- Что делать, чтобы ребенок меньше болел?
- Когда обращаться к врачу?
- Видео по теме
С началом детского сада или учебного года дети и их родители неизбежно сталкиваются с болезнями и простудами. Ребенок 3 дня отходил на занятия – 2 недели просидел дома. Кашель, насморк, температура… Иногда болезни протекают быстро и незаметно, в ряде других случаев – тяжело и беспрерывно. Почему ребенок часто болеет простудными заболеваниями и что с этим делать его родителям?
О простуде и ее причинах
Для ребенка, посещающего коллектив, болеть – нормально. Дошкольники могут заражаться инфекциями дыхательных путей 6-8 раз в год, а школьники в первый год обучения – и вовсе 10. Иногда малыш неделю болеет и восстанавливается. После чего примерно столько же охотно ходит на занятия, а дальше – все, как прежде. Инфекции и простудные заболевания у детей неизбежны. Ведь иммунной системе нужно хорошо «знать врага», чтобы в будущем успешно от него защищаться.
Сама простуда – это воспалительный процесс респираторного тракта. Такой болезни не существует. Как правило, под простудой подразумевают ОРЗ или ОРВИ. Процесс заболевания запускается вирусами, переохлаждением, промоканием ног. Слабая иммунная система не способна защититься – вот и ребенок чаще болеет. Капризы, плаксивость, покраснение глаз, боль в горле, кашель, повышенная температура тела – все это свидетельствует о том, что школьник начинает заболевать.
Что может стать причиной очередной простуды:
- длительное нахождение в холоде, ношение мокрой одежды, пребывание на сквозняке;
- ослабленные защитные силы организма, недостаток питательных веществ, пониженный иммунитет.
Если ребенок сильный и здоровый – над ним могут кашлять хоть 10 таких же детей, ничего страшного с малышом не случится. А чтобы понять, как помочь школьнику прекратить приносить заразу со второго дома, важно уметь различать простуду и другие болезни, знать о таком направлении, как «психосоматика», ориентироваться в способах закалки и подкрепления иммунитета.
Аллергия или иммунодефицит?
Некоторых родителей беспокоит мысль, что простудные заболевания в школе связаны с недоразвитой иммунной системой. В медицине существует такое понятие как иммунодефицит. Оно включает в себя около 200 самых разных (и достаточно редких!) болезней, связанных с аномальным ответом иммунной системы на инфекцию.
Поводом для беспокойства считается соответствие хотя бы одному критерию:
- более 10 инфекций или 2 гайморита, или 2 пневмонии за год;
- болезнь не проходит в течение 2 месяцев приема антибиотиков;
- задержка роста, отсутствие прибавки в весе (при условии, что другие причины исключены);
- повторные глубокие абсцессы на кожных покровах, лимфатических узлах или внутренних органах;
- хронический микоз полости рта или кожи у детей старше 1 года (для младшего возраста, как правило, характерно развитие молочницы);
- потребность в длительном лечении инфекции при помощи внутривенного антибиотика.
Если у кого-то из семьи был диагностирован иммунодефицит – он с большой вероятностью может передаться ребенку. Существуют и вторичные иммунодефицитные заболевания, формирующиеся под воздействием неблагоприятных факторов. К счастью, они обратимы и поддаются лечению.
Дефицит антител IgA – наиболее распространенное врожденное иммунодефицитное заболевание, протекающее, как правило, бессимптомно. Заподозрить наличие болезни можно в том случае, если у ребенка диагностированы другие аутоиммунные заболевания – непереносимость глютена, диабет 1 типа, ювенильный идиопатический артрит, проблемы с кишечником.
Кстати, причиной «простуды» могут стать загрязнения окружающей среды, смог, сигаретный дым, обычная сезонная аллергия, увеличивающая восприимчивость к инфекциям. Насморк продолжительностью более недели с обильными водянистыми выделениями, исчезающими только после приема антигистаминных препаратов, приступообразный кашель, кожная сыпь – все это «говорит» об аллергической реакции, а не о простудном заболевании.
Детская психосоматика
Простуда в школе не всегда связана с инфекцией. Если ребенок заболел внезапно (а для него подобное еще и не свойственно) можно говорить об особой реакции психики на сложную или неприятную ситуацию. Например, у малыша может разболеться живот или подняться температура перед самым выходом в школу.
Детская психика крайне чувствительна к происходящему вокруг. Ребенок пережил стрессовую ситуацию в школе (к примеру, на него накричал учитель), после чего у него появился симптом простуды, или ему не хватает общения с родителями… Как итог – школьник остается дома, мама – берет больничный и одаривает заботой, вниманием. Такое неосознанное поведение называется психосоматикой. Интересно, что в таком случае ребенок может всю неделю болеть, а на выходных таинственным образом выздороветь.
Ребенок, не болей!
Первые симптомы болезни (кашель, насморк, головная боль, температура, слабость) время от времени появляются у любого ребенка. Сами же дети особенно уязвимы к воздействию вредоносных микроорганизмов, потому что в их организме еще не сформировался достаточно прочный защитный барьер.
Родители, как правило, ищут способы уберечь школьников от болезней, которые так легко подхватить в коллективе. В своих усилиях они нередко забывают, что во время болезни организм вырабатывает антитела, которые в будущем сделают иммунитет более устойчивым. Детскому телу необходимо создать прочный «щит» из антител еще в дошкольном возрасте. Мытье рук после контакта с любой поверхностью, отсутствие прогулок в период низких температур, постоянная боязнь, что ребенок часто болеет простудными заболеваниями – все это не дает молодому организму возможности вырабатывать антитела, которые являются лучшей естественной защитой от болезней.
Что делать, чтобы ребенок меньше болел?
Если школьник в очередной раз вернулся домой с соплями или кашлем – не нужно лишний раз беспокоиться и штудировать странички в Интернете в поисках волшебных таблеток против простуды в школе. Таких попросту не существует! Ребенку можно помочь другими способами, например, постепенной закалкой организма, лечебной или профилактической физкультурой.
Для укрепления иммунитета можно:
- посоветоваться с врачом по поводу приема витаминов и биологически активных добавок;
- организовать оптимальную нагрузку, спланировать день школьника так, чтобы он не разрывался между учебой, кружками и домом;
- подобрать правильный режим труда и отдыха.
Важно также побольше разговаривать с малышом – возможно, в школе его обижают. К тому же, необходимо обязательно научить ребенка не бояться своих эмоций. Вполне вероятно, что именно страх слез и злости является причиной того, что школьник часто сталкивается с простудными заболеваниями.
Физкультура для малышей
Не все простуженные дети сутками лежат в постели и активно выздоравливают. Как только температура слегка снижается – ребенок уже начинает скакать по всей квартире! Впрочем, правильно делает – прыжки способствуют интенсивному дыханию, освобождению бронхов от мокроты.
В первый день после спада температуры можно предложить ребенку упражнения из лечебной гимнастики. Для младшей школы подойдет игровая методика – можно заниматься под музыку, с мягкими игрушками или в сопровождении любимого мультика.
Физкультура при простудных заболеваниях у детей включает в себя следующие упражнения:
- «солдатский шаг» – ходьба по комнате чередуется с маршировкой, высоким подниманием согнутых в коленях ног; дыхание через нос, спинка – ровная;
- «самолет» – бег с разведенными в стороны руками и произношением звука «у-у-у»;
- «тикающие часы» – наклоны вправо-влево, при этом ноги находятся на ширине плеч, а руки расположены на поясе; желательно с каждым наклоном произносить поочередное «тик» и «так»;
- «косим траву» – упражнение, в котором нужно имитировать движение косы справа налево, на выдохе произносится звук «жух!»;
- «уж» – ползание под стулом или столом;
- «как говорит животное» – упражнение по принципу звуковой гимнастики, ребенок имитирует лай собаки, жужжание жука, кукареканье петуха;
- «ветродуй» – выполнение звука «фу-у-у», сначала тихого, а с каждым повторением – все более сильного;
- «воздушный шар» – надувание шарика, вдох происходит через нос; в первый раз необходимо сделать не больше 4-5 вдохов.
Время выполнения любого упражнения – примерно 1 минута. Чтобы гимнастика ребенку не надоела, можно проводить только одну ее часть, а на следующий день – вторую. Цель считается достигнутой, если ребенку после занятия хочется откашляться.
Закаливание детского организма
Процедура закаливания необходима для того, чтобы повысить сопротивляемость организма. Закаленному малышу не страшны переохлаждения и перепады температур, кашляющие рядом сверстники, попавшие в рот микробы из-за недомытого яблока.
Закаливание способно:
- улучшить работу внутренних органов;
- развить мышцы;
- активировать обмен веществ;
- укрепить нервную систему.
Проводить процедуру закаливания нужно круглый год, без перерывов. Постепенное повышение интенсивности и продолжительности такого мероприятия будет только на пользу. К слову, лучше всего закаливать ребенка в форме игры. Для этого можно прибегнуть к использованию игрушек, песенок, картинок. Веселое и интересное времяпровождение усилит эффект процедуры, ведь ребенку будет нравиться процесс.
Родители могут проводить закаливание:
- солнцем – прогулки под солнцем при температуре ниже +30 °С, загорание в утреннее и вечернее время суток (в летний период);
- воздухом – проветривание помещений, принятие воздушных ванн с температурой воздуха около 20-22 °С;
- водой – обтирание отдельных частей тела, обливание водой с постепенным понижением температуры от 35 °С до 25 °С, ежедневные теплые ванны с последующим обливанием из ковшика водой более низкой температуры.
Главное правило – ребенку не должно быть ни жарко, ни холодно. Солнечные ванны можно принимать буквально 1-2 часа (утром), а обливания прохладной водой – несколько минут.
Питание и витамины
При простудных заболеваниях немаловажную роль играет питание – оно должно быть сбалансированным, включать в себя большое количество витаминов. Любая серьезная болезнь предполагает подключение диетического стола, и простуда – не исключение.
Несколько правил питания при наличии простудных заболеваний:
- прием витаминов и содержащих их продуктов;
- включение в рацион моркови, капусты и свеклы – эти продукты богаты на ценные микро- и макроэлементы;
- употребление противомикробной пищи – сюда можно отнести чеснок, лук, имбирь, лимон;
- отказ от «вредностей» – жареную, соленую и острую пищу из рациона лучше убрать, такая еда перегружает желудочно-кишечный тракт, тормозит выздоровление.
Кстати, лучше всего есть пищу дробно, небольшими порциями. Маленькому школьнику можно предложить питательные каши на утро, горячие блюда на обед и витаминные салаты на ужин – такое меню и ребенку понравится, и родителям будет не сложно приготовить.
Когда обращаться к врачу?
Не всегда простудные заболевания протекают легко или безболезненно. Нередки случаи, когда обычный кашель перерастал в хронический бронхит, а безобидный насморк – в отит, гайморит или синусит.
Хронический кашель (продолжительностью более трех недель) у детей является показанием для консультации с врачом. Еще одним поводом к посещению врача является затяжной насморк, который не проходит после приема противоаллергических средств. Хрипы, свисты, приступообразное чихание – все это также является поводом к проведению медицинской диагностики.
Простуда – не самый приятный опыт как для ребенка, так и для родителя. Однако следует помнить, что каждое выздоровление – это шаг к более крепкому иммунитету.